Что может быть проще — купить или арендовать готовый интернет-магазин?! Без определения товарной ниши, без поиска надежных поставщиков, рекрутинга, без вложений в первоначальную раскрутку сайта, без поиска оптимального способа продвижения, без привлечения клиентов и выстраивания всей цепочки продаж — можно сказать, мечта «на блюдечке с голубой каемочкой». Очень соблазнительно)Еще недавно я сама для себя рассматривала (если честно, до сих пор такой вариант привлекает) вариант приобретения готового интернет-магазина. Количество предложений превзошло мои ожидания: магазины разной направленности, ассортимента, с различным оборотом, и степенью развитости — что называется на «любой вкус и кошелек». С какими вопросами пришлось столкнуться и что решить для себя?
Но «пойдем логическим путем», т.е. сначала.
Первые два вопроса упираются в наличие и объем изначально свободных или привлеченных средств. Так что если проблем с финансами нет, то можете пропустить первые два пункта и перейти к рассмотрению конкретных вопросов.
Во-первых, стоимость. Готовый интернет-магазин, просуществовавший минимум два года стоит от 160 000 руб. при заявленной прибыли 30 000 руб. в месяц (некоторые стоят дороже при такой же заявленной прибыли). Если вы новичок в онлайн-торговле и без понятия как это все функционирует, то заявленная прибыль, при неизменности исходных данных (поставщик, персонал, затраты на рекламу и т.д.), сохранится от силы один-два месяца. Тем более что первый месяц первоначальный собственник магазина будет вас курировать и подсказывать. Но здесь значительную роль играет человеческий фактор, и если собственник увлечен новым проектом (а чаще всего в причинах продажи бизнеса указано: «Необходимость инвестиций для нового проекта»), то определяющим становиться ваша настойчивость и конкретность поставленных вопросов. Для поддержания и дальнейшего развития нужно будет срочно вникать в специфику работы как онлайн-бизнеса в целом, так и конкретного приобретенного вами магазина. Это не сложно, но требует определенной сосредоточенности, усидчивости и, как вы видите, настойчивости. Поэтому если у вас есть постоянная работа и новой сфере вы готовы уделять время после напряженного рабочего дня, то лучше взвесить все за и против. И вполне возможно, что для начала стоит набраться знаний в целом, а потом уже задуматься о приобретении готового интернет-магазина.
Во-вторых, время на документальное переоформление (вопрос актуален для работающих по найму). Вопрос с переоформлением ООО (если магазин оформлен на ООО) или регистрация своего ИП (если приобретаемый магазин ведет ИП, то вряд ли при продаже бизнеса собственник захочет передать его Вам). Относительно переоформленная ООО (через договор купли-продажи или внесение изменений в Устав) и организации собственного ИП — полно статей в интервенте и компаний, которые предлагают избавить вас от этой заморочки. Все зависит от вашего кошелька и/или наличия времени.
Итак, переходим к более конкретным вопросам, которые актуальны и при создании интернет-магазина с нуля. Их можно сформулировать следующим образом:
-
Какой товар вы хотели продавать? Вопрос субъективный и важный. Ведь поддержать и развивать существующий бизнес вам. И если вы ничего не понимаете или, что важнее, не хотите понимать в автозапчастях, зачем вам приобретать готовый интернет-магазин запчастей не смотря на то, что указанная ежемесячная прибыль приятно будоражит воображение?!
-
Насколько перспективна ниша в ближайшем/отдаленном будущем? Сюда же можно отнести оценку наличия сезонности в выбранном сегменте. Например, сейчас много говорят о вариантах развития компании Apple. И торговля девайсами одноименного производителя — дело субъективного настроя. А для рынка тех же шин характерна сезонность (весна и осень — «переобувка»), что тоже нужно учесть и возможно рассмотреть варианты расширения ассортимента.
-
Анализ существующих поставщиков. Необходимо знать, когда заканчиваются договоры с поставщиками и намерены ли они их продлить.
-
Персонал. Тут дело исключительно либо вашего обаяния или платежеспособности. Вам проще оценить свою способность нахождения общего языка с новыми людьми, умения мотивировать и контролировать подчиненных. Вы же новый Руководитель)
-
Анализ динамики развития готового интернет-магазина. Попросите доступ к статистике сайта, посмотрите как реагирует на сайт поисковик, откуда приходит посетитель, как часто. Что бы ни говорил собственник, лучше опираться на факты, а статистика (Яндекс.Метрика или Google.Аналитикс) — лучший инструмент для оценки реального положения дел.
-
Знание и умение анализировать и оптимизировать инструменты интернет-маркетинга. Осведомленность в вопросах онлайн-рекламы вполне может помочь увеличить прибыль (сократив расходы на малоэффективную рекламу и вложение в более эффективные инструменты). Эту задачу можно делегировать компании, которая профессионально занимается вопросом продвижения и развития онлайн-проектов. Это потребует немалых вложений, но правильный выбор компании-партнера сделает данные затраты несущественными в сравнении с полученным увеличением прибыли.
-
И последний, немало важный вопрос, насколько приобретение конкретного готового интернет-магазина может быть выгодной инвестицией. Понятно, что есть прогнозируемая окупаемость и принесение прибыли, но также стоит оценить возможность перепродажи бизнеса в дальнейшем.
Главное, если вы решили приобрести готовый интернет-магазин, насколько бы он ни был успешен сейчас, только от вас зависит будет ли он таким же успешным (а лучше, более успешным), чем сейчас. Даже плодоносную землю можно загубить неправильным уходом.
Оценивайте свои силы, берите на себя ответственность, слушайте себя, прислушивайтесь к рекомендациям профессионалов и у вас все получится)
Удачи!